Приветствую всех любителей нетрадиционной для данного форума техники.
(Заранее прошу тех, кому не нравится мое эпистолярное творчество, набраться терпения и пропустить немного текста).
В принципе я буду рассказывать про восстановление обычного Ижа, но для меня равноценного Яве. Это первый мотоцикл, на котором я пошел в самостоятельный полет, так сказать. Правда с коляской. А без коляски была Ява-360, но уже на год позже. Вот и получилось из меня ни то ни сё. Ни явист, ни ижатник. Ни одиночник, ни колясочник.
Начиналась эта история довольно тривиально. В основном двухколесное детство у всех проходит начиная с велосипеда, потом мопед, потом правдами и неправдами выклянченный или заработанный незаконным детским трудом мотоцикл. Чаще бывало, что мотоцикл появлялся в районе службы в армии. Либо немного до, либо сразу после. В основном такие люди быстро пересаживались на машины, и хорошо если по прошествии нескольких лет тяга к непонятному мотору на колесах преодолевала желание отрастить пивной живот и беззаботно умереть на диване перед телеком во время футбола.
Но это все не обо мне. Исторически сложилось, что отец у меня, обладая прекрасной мотоподготовкой, был просто неспособен к рулению автомобилем. Вот такой вот парадокс. С коляской ездил на любых двух колесах из трех по желанию, на одиночке тоже пилотировал прекрасно, сказывался юношеских опыт в крымских горах. А авто никак. Поэтому обосновавшись в Калуге (по выходе в запас с военной службы), было принято семейное решение приобрести мотоцикл с коляской. Конечно же Урал. Зеленый и большеколёсый.
Я естественно проводил принудительный отдых в деревне у бабушки, и все ждал, когда же приедет отец на чудо-технике. (Это было мне всего 13 лет). Технику я примерно знал, даже знал как звучит, что меня и подвело. Поехал я под вечер в пятницу встречать родителей. Поехал на велосипеде, никаких мопедов и прочего дроческопства с мотором мне обещано не было ни разу. Наоборот, отец категорически заявил, что если ездить, то на мотоцикле, нечего жужжалки по улице катать. (Если кто не помнит, то в принципе мопеды пацаны реально больше катали, чем на них ездили).
В общем срезал я малость по полю, а сам слушаю, вдруг в объезд батя мимо меня к дому проскочит. Но нет, ни один Урал не проезжал. Прождал я на небольшом перекрестке почти до темноты. Ну, думаю, наверное не сложилось чего. Пришлось домой возвращаться безрадостно. А родители уже дома. А в сарае мотоцикл! С коляской, но нифига не Урал. Иж. В практически новом состоянии. Дедушка за грибами ездил с 80-го года (на дворе был 91-й). Единственное что, аккумулятор сдох. И по приколу и генератор уже после приезда в деревню.
Но в принципе техника была новая. Само собой я был немедленно обучен и практиковался каждые выходные. А через год мотоцикл вообще был оставлен мне на лето, так как отец устроился работать где-то главным механиком и его вообще возили на персональном ГАЗ-66. В общем весело. В подробности явской жизни вдаваться не буду, но пробег Ижа превышает пробег Явы по причине его легитимности. Вполне по всем вопросам он мною эксплуатировался до 2000 года. Дальше армия, дальше небольшой ремонт и небольшая же эксплуатация сезона 2004 и 2005. А дальше как всегда рутина и другие заботы. Отца уже нет, к сожалению. А мотоцикл - восстановлю. В принципе ему уже 33 года, тоже срок немалый.
На этом лирику заканчиваю, будем переходить к делу. _________________ Делайте хорошо - плохо само получится.
Регистрация: 05.10.2009 Сообщения: 14241 Темы: 74 Откуда: Можайско-Рузская группировка Мото: Jawa 350, Jawa 650, Yamaha Jog NZ
Цитата:
опыт в крымских горах.
да уж.. я только чуть-чуть этого коснулся и чуть на жопу не присел.... Как там мотоциклисты ездят, на обычных Явах и Ижах многим из нас и не снилось! В такую высокогорную пердь на них лазают, что голова кружится! )))) А дорог в горах нет, только слегка утоптанные камнями направления, пересекающиеся с грязевыми ручьями и каменистыми бродами горных речушек. _________________ Если я попался вам навстречу, значит вам со мной не по пути. JAWA-638 LUX JAWA-836 STYLE
Теперь к технической части.
Обладая дубовой ходовой, вполне подходящими для меня массой и размерами, неубиваемой коробкой, Юпитер в сущности имеет слабосильный двигатель. Как и любая другая советская техника, за исключением танков. Многие любители, вооружившись книгой Григорьева, пилят бедные Юпитерские моторы, крутят из оцинковки резонаторы, в общем развлекаются сами и развлекают мимо проходящую публику. Жаль, что в детстве их никто не догадался обучить математике. Везде ведь вроде написано - прибавка мощности 10% - это уже достижение. Что такое 10%? Это 2,5 л.с. Ну и спрашивается, на кой вы перерезали весь мотор вдоль и поперек? Даже если вы провели абсолютно успешную модернизацию (хотя ни у одного и мысли не возникло поставить движок на диностенд). Понятно, человек больше всего боится разочарования. Особо ярые сейчас начнут доказывать, что можно добиться 20% прибавки. И чё? +5 л.с.? Кто будет доказывать еще больше - это уже люди далекие от реального мира. В общем рассмотрев все эти гибельные пути, становиться понятно, что модернизация не светит. Или, если подумать, то есть простейший метод - увеличение рабочего объема.Если не менять конструкцию двигателя, а просто увеличить рабочий объем, то во сколько раз мы его увеличим, во столько и возрастет мощность. Ну понятно, что с некоторыми поправками, но все же.
Вот и появился другой более насущный вопрос - как? Тупо расточить цилиндры - мало. Увеличить ход поршня? Да, но это грозит просто изготовлением многих новых деталей. Для начала прикинем возможность.
Да здравствует компьютерное моделирование! После пары дней нехитрых вычислений становится понятно, что диаметр цилиндра можно сделать 66 мм, ход поршня 69 мм.
Добавлено спустя 8 минут 46 секунд:
Теперь, что для этого требуется: новый коленвал, новая ЦПГ и доработка картера - все просто.
Печальный опыт реставрации коленвалов привел к тому, что более никогда. Нафиг надо. Вот новый сделать по уму - это другое дело. Берем заготовки из стали 30ХГСА, по-быстрому обдираем и отдаем на улучшение до 36 единиц.
Заказываем на моторном заводе гильзы из чугуния. Правда привозят болванки, сам типа обработаешь. Ну и ладно, ну и обработал слегка.
Дальше выпрессовываем старые гильзы и начинается работа с рубашками. Их нужно на 3 мм расточить, на 4 мм подрезать снизу.
Добавлено спустя 6 минут 5 секунд:
Теперь гильзы подгоняем по наружному размеру для перссовой посадки. Натяг 0,08 мм.
И после этого фрезеруем окна.
Добавлено спустя 5 минут 25 секунд:
Теперь предстоит доработать картер.
Растачиваем кривошипные камеры.
Подрезаем посадочные места цилиндров на 1 мм. И отверстия для гильз также растачиваем на 3 мм по диаметру.
_________________ Делайте хорошо - плохо само получится.
Регистрация: 05.10.2009 Сообщения: 14241 Темы: 74 Откуда: Можайско-Рузская группировка Мото: Jawa 350, Jawa 650, Yamaha Jog NZ
фига у тебя там запас на гильзах! Я толщину стенки имею ввиду.. _________________ Если я попался вам навстречу, значит вам со мной не по пути. JAWA-638 LUX JAWA-836 STYLE
Регистрация: 05.03.2011 Сообщения: 161 Темы: 3 Откуда: Гусь-Хрустальный Мото: JAWA 250 typ 559, CZ 350 typ 472.5, CZ 513, CZ 981, YAMAHA TT600R
Думаю что увеличение рабочего объема ничего не даст со стандартными фазами и продувкой... Не буду забегать вперед. Буду следить за темой
Толщина стенки скорей всего уберется при чистовой расточке под поршни _________________ Скромней начало - звездней путь!
Думаю что увеличение рабочего объема ничего не даст со стандартными фазами и продувкой...
Интересная логика. Т.е. увеличение на 150 кубов ничего не дает? А если бы я увеличил объем с нуля до 150 кубов - это как? Наверное надо думать головой, а не руками, которые фигню всякую на клаве натаптывают.
Добавлено спустя 40 секунд:
Jarlacks писал(а):
фига у тебя там запас на гильзах! Я толщину стенки имею ввиду..
Запас на случай атомной войны. _________________ Делайте хорошо - плохо само получится.
Регистрация: 27.03.2013 Сообщения: 627 Темы: 4 Откуда: Мос.обл. г.Коломна. Мото: Jawa 350 640 2010г.в. Jawa 350 634 79г.в.
Интересная тема!ход поршня увеличится, наверное и диаметр поршней будет другой? ИМХО я так думаю поршня будут от Явки чекушки? _________________ Я 10000тыс.ЯваОлдовец
становится понятно, что диаметр цилиндра можно сделать 66 мм
66 - это CZ 455 (а также IV ремонтный размер для 353/559). Или ЗиД 200. Что-то близкое применялось на тульских мотороллерах. Но, по агентурным сведениям, поршни предполагаются того же сорта, что и гильзы. _________________ "Immer wenn ich traurig bin,
trink ich einen Korn..."
Мммддаа... ну хоть не "гоночный" )) Тем не менее есть некоторые сомнения в происходящем.
1. Совский поршень, если верить г-ну Лашманову, длинной 71мм по юбке. Ход поршня предполагаемый 69мм. и как бы есть рекомендованое букварями перекрытие выхлопного окна пару мм. Но окно с прямой нижней кромкой и закруглениями в углах, а у поршня полностью радиусная кромка. В итоге в нижних углах окна возможно неперекрытие. Особенно если обеспечить закругление кромки для формирования маслянного клина. Либо нижняя кромка окна выше, чем обычно?
2. Палец 14мм для 250сс цилиндра на такой же грани, как и вопрос с перекрытием выпускного окна. В сети достаточно инфо о поломках именно поршней двухсоток по юбке и бобышкам.
3. Аксиальность для смены направления вращения?
4. По имеющемуся фото
первый вертикальный угол первой пары продувочных окон выглядит завёрнутым к выпускному окну, что даст прямые потери смеси в выхлоп при продувке. Если окна скопированы с Юповских гильз, то они далеко не эталон. Вот примеры чего там ещё бывает.
5. Пока не понятно что будет с отверстиями в поршнях, как бы просятся ЛК на благо делу, но не видно 5го канала, который конечно не обязателен, но поможет отвести часть тепла от поршня, которого всяко станет больше при штатном охлаждении.
6. Оборудование выглядит убедительно)) Какую непаралельность привалочной плоскости цилиндров к оси кв удалось на нём достичь таким образом? _________________ Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет. (С))
1. Нифига не понял. Перекрытия какие-то. Я не двигателист, поэтому в такие дёбри залезать не буду. Вот НМТ
Вот ВМТ
Кстати теперь вижу, что надо в поршне окна чуть расширить, а то я забыл совсем. А со стороны впуска еще и юбку надо подрезать на 5 мм.
2. Жизнь покажет, бой научит.
3. Дезаксаж 0.
4. Скопировано, только ровно, а не по-уродски как с завода. Изобретать я ничего не собираюсь, ибо разницы от этого никакой. Тем более окна в рубашке как бы намекают, что они уже есть и все равно гильзу подгонять к ним.
5. ЛК
Пятый канал если только от скуки появится.
6. Непереллельность не меряли. Пофигу. Станок дает 0,03, остальное от лукавого. Перпендикулярно плоскости разъема фрезернули и хватит.
Добавлено спустя 26 минут 26 секунд:
Поехали дальше.
По коленвалу остался последний блинчик. На координатном станке по щеке выставлен до 0,03 мм по плоскости. По цапфе выставлен до 0,01 мм биения. Не знаю что получится в итоге, но хочется идеальный коленвал. Посмотрим опять же.
Шатуны от того же ЗИДа
Но размер НГШ великоват, так что пришлось уменьшить. Кстати каленые конкретно.
С зуборезки и термички приехали детали первичной передачи. Если там не накосячили, то должны встать как родные.
_________________ Делайте хорошо - плохо само получится.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы