Переспицовываем колесо
Для начала немного теории
Посмотрите на колесо: каждая спица несколько раз пересекается с другими. Условимся называть спицы с одной стороны к-са, которые пересекаются первыми считая от обода-парой, а вместе с ответной "парой" с другой стороны- четвёркой. Таких четвёрок в большинстве колёс почему-то 9, то есть спиц в них- по 36 штук. Существуют и другие колёса, там другое количество спиц. Но если не расматривать разные экзотические варианты- то их число всегда кратно четырём. Например, колесо мотоцикла Урал имеет 40 спиц, а велосипеда "Школьник"-32.
Сколько раз каждая спица пересекается с другими? Например, два. Тогда говорят, что колесо набрано "на два креста". Такой набор колес- на Иж-ПС. На большинстве велосипедов набор "на три креста", а наша любимая Ява имеет достаточно невиданные колёса "1 крест". Это значит, что на ступице колеса между головками пары надо оставлять (ноль!) отверстий. Нетрудно подсчитать, что для "двух крестов" между ними будет 2 отверстия и парная спица пойдёт из третьего, а для "3" соответственно- четыре; из пятого. Добавлю также, что для "4"- шесть; из седьмого. И ещё добавлю: существуют и "радиальные" наборы колёс- как колесо телеги, никаких там "пар" и "крестов" нет, спицы идут от ступицы прямо к ободу. Недостаток такого набора- он не может передавать крутящий/тормозной момент от ступицы на обод. Но зато велосипедисты уверенны, что такое колесо имеет бОльшую поперечную жёсткость. Между прочим, никто не запрещает делать с левой/правой стороны одного колеса разные наборы- например, со стороны торм.диска- 3 креста, а с другой- радиальный. Но нам сегодня не до изысков. Надо просто заменить удареный обод заднего к-са моей "старушки" (36 сп., 1 крест). 16", если чо.
Для начала понадобится ниппельный ключ:
"Спицной" ключ. Посредине- полунакидной, справа- рожковый. Слева хотел сделать ещё рожковый, под другим углом. Но пока особой надобности не было.
Был у меня когда-то "настоящий" рожковый ключ на 5.6- им бы вроде удобнее крутить. Но сделан он был из дрянной стали, сорвал я им несколько ниппелей, он растопырился, я его пытался молотком призвать к порядку... короче, не сошлись характерами. И я себе изготовил вот этот ключ-инвалид, которым вполне доволен. У велосипедистов ключи в виде кольца с прорезями, по форме напоминают корону. Таким ключом работать намного удобнее, но фото его мне пока не попадалось, а то бы показал.
Этим инструментом и обычной крупной отвёрткой развинчиваем все ниппеля, ничего не запоминаем- что и откуда. Кто не откручивается- применяем полунакидной ключик.
И приступаем к первому этапу сборки: берём пару спиц, ставим их в соседние (Ява у нас!) отверстия ступицы. Если делается не Явовское к-со- то число отверстий расчитываем, как указано выше. Эту пару закручиваем в отверстия на ободе №№1 и 3, считая от соска камеры.
Вот поставлена первая пара спиц. Непонятный стержень просто отмечает отверстие для соска камеры
Теперь наступает интересный момент: надо найти места для ответной пары первой четвёрки. Необходимо, чтобы сосок не попал между спицами 4-ки, а находился между соседними четвёрками. На скорость это, как говорится, не влияет, но накачивать "правильное" колесо удобнее. В нашем случае сразу от ниппеля идут "Лицевые" отверстия, значит, "с изнанки" пара спиц на ступице должна быть на пол-отверстия впереди- надеюсь, понятно излагаю.
С обратной стороны к-са ставим ответную пару спиц. Получилась четвёрка. Как видим, сосок не попал внутрь 4-ки.
Далее уважаемый Шелдон Браун рекомендует ставить все спицы подряд. Но мы пойдём не этим путём! Мы поставим пару № 4, отсчитав по ступице 4 отверстия, в №№ 7 и 8, а по ободу, соответственно, 15-е и 13-е от ниппеля. Теперь повторяем этот же расчёт: по ступице пропускаем место для 2-х пар, и в отверстия №№ 13 и 14 ставим пару № 7. Она придёт на ободе в отверстия №№ 26 и 24. Ниппеля спиц не затягиваем: от руки, буквально до касания с ободом. Вот что получилось:
Ставим ещё 2 пары с одной стороны и...
С обратной стороны колеса ставим две ответные пары
...ответные пары с другой. Три четвёрки стоят.
Для чего мы так нарушили технологию и производили столь сложные вычисления? Для того, чтобы сделать предварительную центровку к-са. После такой операции, устанавливая следующие спицы и накручивая их ниппеля только до касания с ободом, мы сможем себе облегчить задачу окончательной центровки. На заводе к-са собирают в кондукторах, но у нас кондуктора нет, а получить кривое колесо со всеми затянутыми спицами не хочется.
Предварительная центровка к-са. Как видим, никаких лазерных стендов нет.
Для центровки ось колеса зажимаем в тиски, к-со одеваем на ось и крутим. Можно отмечать мелом биения, но пока спиц мало, можно и не отмечать: там и так всё понятно. Ещё раз замечу: спицы пока не затягиваем! На сколько открутили одну, на столько закручиваем другую- ниппеля должны крутиться от руки. Не стоит и добиваться идеальности: биение 2-3 мм вполне нормально (пока). Кстати, надо ещё выставить правильный "зонт": я сделал так, чтобы со стороны тормозов край обода и торец барабана были в одной плоскости. Забегая вперёд, скажу, что угадал. Вообще же следовало предварительную центровку делать в передней вилке- чтобы как раз и поймать правильный "зонт".
Ставим оставшиеся 6 пар с одной стороны...
...и ответные пары с другой. Всё, колесо собрано. Осталось отцентровать.
Центровка:
Вся гулянка заняла 58 минут. Можно и быстрее, если постараться.
После центровки НЕОБХОДИМО выступающие из ниппелей кончики спиц запилить. У меня была просто замена обода, и спицы из ниппелей не вылезли. Поэтому я их не запиливал, и поэтому забыл упомянуть об этой, совершенно необходимой операции!
На этом колесе я как раз и ездил в Москву.
Ссылка на альбом: http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=194884
Там ещё фотки с покатушек по Крымским горам в марте 2009 _________________ Ява "360", 1967 г.в.
"Бездельник тянется к золоту, а трудовой человек- к железу. Наше золото- железо."
Последний раз редактировалось: Руся (05 Фев 2010 01:06), всего редактировалось 1 раз
Полезная статья. Только вот быстрый переход : "осталось отцентровать"-"центровка"-"вся гулянка заняла 58 минут" настораживает. Наверное все
произнесённые маты - автором опущены ?
Регистрация: 30.06.2009 Сообщения: 534 Темы: 29 Откуда: Москва. Фили. Филёвский Б-р Мото: Jawa 638, Jawa 634, Jawa 559
Руся, у меня опыт есть собирать велосипедные колёса, как считаешь на много ли сложнее переспицевать мотоциклетное? _________________ 4 колеса возят тело 2 колеса возят душу!
Denes, явовское- проще! Сам же видишь- здесь набор простейший.
Сергей2006, я имел в виду, что ВСЯ работа заняла 58 минут- такое время отбито на самих фотках. А окончательная центровка, учитывая что до этого была предварительная, минут по 10 одна и вторая.
Добавлено спустя 3 минуты:
Про центровку уж и без меня писано-переписано. Скажу только, что я сначала вывожу ЗОНТ, потом ЯЙЦО, потом ВОСЬМЁРКУ. _________________ Ява "360", 1967 г.в.
"Бездельник тянется к золоту, а трудовой человек- к железу. Наше золото- железо."
Я переспицовуваю совершенно иначе! Собираю все спицы с одной стороны, на 1 виток наворачиваю ниппеля, затем вторую сторону. После затяжка и центровка.
Таким методом как на фото можно собрать только Явовский обод, а допустим ИПС невозможно (не повредив спицы)! _________________ Jawa 634.8-00 урожая 1977 года. 2[00 099] km
Ford Scorpio 2,5D 1991года. 345 678 km
Чаще подмажешь - меньше стоять будешь!
Нет, не нулевой. Я сделал срез тормозного барабана в одной плоскости с краем обода. Соответственно, та сторона, где "тюльпан" высунулась примерно мм на 10...12.
i_edgars, насчёт Иж-ПС- не могу ничего сказать. Но велосипедные я также набираю. Вот это тоже сам делал:
_________________ Ява "360", 1967 г.в.
"Бездельник тянется к золоту, а трудовой человек- к железу. Наше золото- железо."
ИПС колесо я так как на фото не смог собрать - надо было спицы изгибать, собрал иначе.
П.с. так-же как я собираю, собирают и костомайзеры (Discovery).
А вот моя сборка!
http://foto1.inbox.lv/i_edgars/28-12-2005/DSC00639-edited.jpg
При чем с гарантией - видно что старые места положения спиц не использовал (после сборки спицы сдвинуты). _________________ Jawa 634.8-00 урожая 1977 года. 2[00 099] km
Ford Scorpio 2,5D 1991года. 345 678 km
Чаще подмажешь - меньше стоять будешь!
Регистрация: 30.06.2009 Сообщения: 534 Темы: 29 Откуда: Москва. Фили. Филёвский Б-р Мото: Jawa 638, Jawa 634, Jawa 559
может говорю прописные истины, но после центровки надо обжать колесо, опереть на что нибудь ступицу и нажимать на края обода всем весом по кругу с обеих сторон( возможно даже будут слышны скрипы и трески, этим самым спицы встают на свои законные места и уже в процессе эксплуатации колесо не растянется) далее проверяем центровку, если что то изменилось то исправляем _________________ 4 колеса возят тело 2 колеса возят душу!
Регистрация: 30.05.2007 Сообщения: 4220 Темы: 24 Откуда: Донбасс Мото: пока нет
Denes, Немного не так, лучше опереть обод например на доски одной толщины чтоб равномерно, а на ступицу наступать. Потом перевернуть и еще наступить, продавливая ее.
Регистрация: 30.06.2009 Сообщения: 534 Темы: 29 Откуда: Москва. Фили. Филёвский Б-р Мото: Jawa 638, Jawa 634, Jawa 559
Vano писал(а):
Denes, Немного не так, лучше опереть обод например на доски одной толщины чтоб равномерно, а на ступицу наступать. Потом перевернуть и еще наступить, продавливая ее.
можно в общем то и так, но суть та же _________________ 4 колеса возят тело 2 колеса возят душу!
Маленько тоже из опыта добавлю,насчет переспицовки колес с i_edgars полностью согласен.Ну и самое главное-из опыта для тех кто совсем не рубит в этом деле.Предположим ситуация-упустил колесо и спицы разболтались,а находишься в чистом поле и ехать невозможно,а нужно-что делать?Выход простой-прямо на мотоцикле спускаешь колесо,сбиваешь покрышку с краев ободов на центр обода колеса и начиная от соска заметив первую спицу через 5-спиц каждую спицу подтягиваешь по чуть-чуть по кругу на одинаковое количество оборотов до момента когда тянуться уже будет туго но не до скрипа,постепенно смещаясь по спицам-результат скажу очень приемлемый проверено на кроссе.Только не надо забывать о кончиках спиц вдруг вылезших под камеру.Да,японский магнитофон! Cовсем забыл сказать-что на этот случай с собой нужно всегда возить хороший спичечный ключ из ну очень крепкой стали.
Последний раз редактировалось: skinonsan (05 Фев 2010 01:35), всего редактировалось 1 раз
skinonsan, спасибо, что напомнил о выступающих концах спиц! Добавил в тексте, после центровки. _________________ Ява "360", 1967 г.в.
"Бездельник тянется к золоту, а трудовой человек- к железу. Наше золото- железо."
Регистрация: 10.06.2003 Сообщения: 7138 Темы: 184 Откуда: Москва Мото: 250 typ 353-04 1959г, 350 typ 360/00 197Хг
Извините меня, дурака, но я что-то не пойму о чем вообще весь сыр-бор. Переспицовывается колесо за полчаса при наличии электрического шуруповерта (а он у меня есть - Руся должен его помнить ). Тут ничего сложного нет абсолютно. Если под руками есть второе колесо (а оно скорее есть - ведь на мотоцикле их как правило два), то и вовсе халява.
А вот отцентровать сам я ничего не смог. Взялся за книжки - не помогло. Так что как раз самое интересное вы и проскипали...
Есть такое мнение, что спицы можно менять на новые по одной. Представляю, какой это гимор, но зато центровку не нарушишь, если не халтурить.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы